Толбухин маяк

Толбухин маяк - старейший на русской Балтике, лицо Маячной службы. Он устроен на каменистом острове Котлинской косы, указывает на конец рифа и отмель, что тянется к северо-западу от Кронштадта.

Рассветный час в октябре.

Крепость Кроншлот ("Коронный замок") была заложена в 1704 году с тем, чтобы обезопасить фарватер, ведущий к устью реки Невы. В 1712 году под командованием вице-адмирала К.И.Крюйса (позднее - капитана Лейна) на ее базе начали устройство постоянной гавани для кораблей российского флота, ранее заходивших на линию острова только в навигацию. Так возник вопрос о необходимости обустройства навигационных ограждений опасностей. Император Петр I отдал Крюйсу личное распоряжение:

"Сделать колм каменный с фонарем на косе Котлинской". - Головизнин К. Русские моряки в царствование Петра Великого// Морской сборник. 1884 №10

В делах Адмиралтейств-коллегии сохранился сохранился беглый чертеж маяка, сделанный рукой Петра, с припиской "Прочее дается на волю архитектору".

Ввиду отсутствия в казне необходимых финансов, равно и квалифицированных каменщиков, царь отдал приказ в срочном порядке соорудить на косе временный деревянный маяк.

Ветер сдувает снег с толщи льда. Февраль 2014.

17 августа 1719 года на стол государя легло донесение капитана Лейна:

"... тако же и на рифе Котлинском в фонаре чрез всю ночь огонь есть же", что по сути подверждает факт начала функционирования светового маяка. В журнале Адмиралтейств-коллегии за 8 июля 1723 года имеется еще одна отсылка "А на Котлинской косе... содержать огни на прежнем месте и иметь со свечами фонари" - Материалы для истории русского флота. В 17 т. Т.IV. СПб.: Тип.Морского министерства, 1867.

Согласно теории гидрографа К.Головизина, большого специалиста по маячному строительству в петровскую эпоху, тот маяк 1719 года представлял собою несколько фонарей со свечами, что в темное время суток подвешивали на деревянных столбах или жердях. Какого либо достоверного описания конструкции не сохранилось.

Котлинский маяк стал первым в стране на постоянной основе обслуживаемом маяком с установленным расписанием горения огня. На островке был устроен караульный дом, где посменно несли вахты военные моряки из Кронштадта.

Известно, что с 1723 года в фонари вместо свечей начали ставить масляные лампады, дабы немного усилить дальность света.

К середине 1730-х конструкция маяка совсем обветшала, о чем в 1736 году докладывало генерал-интенданту Кронштадта местная портовая контора, в ведении которой находилось обслуживание огня:

"Старый маяк весьма худ и безнадежен и с крайней нуждой прошлого года состоял, в чем великая опасность и страх был от него служителям, бывшим на нем, чего ради всеконечно надобно построить ныне как наиболее вновь деревянный же маяк и поставить близ старого маяка, и срубить надобно и связать оный маяк при Кронштадте и оттуда свезть на судах и ставить тамо". - Материалы для истории русского флота. В 17 т. Т.V. СПб.: Тип.Морского министерства, 1875.

Толбухин маяк и Котлинская коса. Июль 2019

Адмиралтейств-коллегия меж тем помнила о настояниях Петра I, уже 10 лет как отошедшего в мир иной, и ходатайствовала перед императрицей Анной Иоанновной о выделении средств на постройку каменной башни.

В письме от 17 июля 1737 года генерал-квартирмейстер И.Л.Люберас писал:

"По присланному Ее Императорским Величеством... сего июня 5-го дня указу велено о строении при Кронштадте маяка при нем прыстань иметь... Прыстань ныне совсем отделяется, а маяку каменному в нынешнем месте построено быть не можно... поскольку только с завершением строительства прыстани можно будет подвести строительный материал для того, чтобы утвердить грунт".

Исследования, что были проведены еще в 1720-х годах показали, что возвести на Котлинской косе каменный маяк будет не простым делом. На всей площади островка под слоем камня оказалась бездна песка и ила, что потребовало создания для маяка отдельной насыпи - прочного искусственного острова.

По предложению Любераса, прежде всего провели ремонт существующего аварийного маяка. 31 июля 1737 он докладывал в Адмиралтейств-коллегию:

"...прежний деревянный маяк сего июня 30 дня починкой окончен и укреплен совсем гораздо лучше прежнего и... ныне на нем огонь содержать можно".

Тогда же маяк был переименован в Толбухин в честь Федота Семеновича Толбухина, первого военного коменданта Кронштадта, под чьим командованием в 1705 году был разбит шведский десант, высадившийся на Котлинской косе.

Начались работы по подготовке к постройки каменной башни, для чего на привекли три сотни каторжников, но даже этого количества живой силы оказалось мало. Работы были крайне тяжелые и шли медленно. Стройкой командовал архитектор Фюрштер. Адмиралтейств-коллегия выражала недовольство низкими темпами обустройства насыпи, и даже отправило на место комиссию во главе с главным архитектором ведомства Иваном Коробовым (ранее руководившего перестройкой здания Адмиралтейства). Его рецензия на деятельность Фюрштера была отрицательной. В свою очередь Люберас ходатайствовал о выделении на проект большего числа каторжан, но получил отказ. Постепенно стройка совсем захудала, выделенная рабочая сила померла, а снабжение обеднело.

В 1744 году маяк на острове был утрачен в результате пожара, и его спешно заменили новым временным маяком (деревянным, разумеется), эта была третья по счету башня на Котлинской отмели, и она прослужила вплоть до конца 1760-х.

29 февраля 1768 года инженер Гевард представил на суд Адмиралтейств-коллегии новый проект каменного маяка с тремя различными вариантами освещения:

"А - фонарь, если свечи и плошки гореть будут; В - вольный очаг или жаровня для жжения дров; С - конус для английского угля".

Предпочтение было отдано последнему варианту, как наиболее прогрессивному. Поговорили, да на том и остановились. Между тем, время шло, очередной деревянный маяк прогнил, и был вновь заменен равноценным.

Судно отходит от Толбухина маяка.

Наступил XIX века, и к руководству Маячной службы Балтийского моря пришел Л.В.Спафарьев. 1 декабря 1805 года он защищает в Адмиралтейств-коллегии собственный проект и смету по устройству каменного маяка на Котлинской косе, предварительно получив заключение А.Д.Захарова. Стройку утверждают, а господин Бирсон занимает должность ответственным архитектора.

22 сентября 1810 года маяк вошел в строй. Под наблюдением Спафарьева, на насыпном острове была возведена круглая кирпичная башня с двенадцатигранным металлическим фонарем, установленная на гранитном цоколе. Общая высота маяка составила 24 метра. В фонаре расположили 24 масляные лампы в фокусе равного числа рефлекторов. При маяке сложили караульный дом и баню. Обслуживать огонь определили штат из 9 человек - 7 матросов, унтер-офицер (помощник смотрителя) и офицер (смотритель). Все работы, выполненные в рамках реализации проекта Спафарьева обошлись в 47631 рубль, сделав Толбухин маяк самым дорогим навигационным объектом Балтийского моря. Спустя 11 лет Спафарьев испытал на Толбухине новый осветительный аппарат с цветопеременным огнем.

Николай Бестужев, занимавший в 1820-25 должность помощника начальника Маячной службы не раз бывал на Толбухине маяке в обществе Спафарьева, принимал участие в установке и наладке осветительного аппарата. Здесь же он был арестован после событий декабря 1825 года, когда автор "Манифеста к русскому народу" вывел на Сенатскую площадь Гвардейский экипаж.

"Прощайте, отшельцы моря! Жизнь ваша безмятежна, посредь бурь вы наслаждайтесь спокойствием... Я отъезжаю туда, где при ясном небе свирепствуют бури, где при всех напряжениях к блаженству - мы несчастны, прощайте, отшельцы моря!" - из рассказа "Толбухин маяк", опубликованного в журнале "Благонамеренный" (издавался в 1818-1826 годах)..

Капитальная реконструкция маяка была проведена в 1833 году. Суть работ заключалась в надстройке второго этажа караульного дома и соединения его с башней путем устройства галереи. Сделано это было ввиду тяжелых условий обслуживания огня. В штормовую погоду волны перехлестывали остров, маячникам приходилось с риском для жизни переходить от жилого дома к башне.

В разгар Крымской войны, когда английские корабли в первых днях октября окружили Невскую губу, маяк погасили. Его осветительный аппарат был спешно демонтирован и вместе с персоналом эвакуирован в Кронштадт. Спустя всего несколько дней, 8 октября служащие вернулись на остров и обнаружили полнейший беспорядок. Англичане перекопали весь остров в поисках припрятанных ценностей, поломали окна/двери/печи, был разрушен телеграф, похищен запас дров. Англичане, оказавшиеся неспособны пройти минные поля и форты Кронштадтской крепости, вдоволь порезвились на внешних островах и берегах залива. К 27 числу того же месяца работу огня удалось восстановить.

В 1867 году Гидрографический департамент закупил в Англии на заводе братьев Чанс светооптический диоптрический аппарат 3-го разряда, а также новое металлическое фонарное сооружение под его установку на маяке. В аппарат установили масляную лампу оринигальной конструкции, разработанной мастерской Дирекции маяков Балтийского моря, которую наша страна ранее представила на всемирном экспо в Париже.

Так огонь маяка сменился с постоянного на вертящийся с олофтальными блистаниями через каждую минуту. Аппарат был запущен 29 июня 1868 года. Дальность освещения горизонта обновленным огнем составила 9 миль. С такими характеристиками Толбухин занял четвертое место по силе света на Балтике (уступая другим российским маякам - Дагерортскому, Сескарскому и Рижскому).

Следующие работы на маяке случилось внепланово. В результате небывалой силы шторма, обрушившегося на Балтику в 1873 году, башня и сопутствующие постройки получили существенные повреждения. Параллельно ремонту, фонарь перевели с масла на петролеум.

В 1903 году на Толбухине провели испытания керосинокалильной лампы "Россия", изобретенной инженером Галемным. В тот же период времени на внешней стенке фонарного сооружения повесили туманный колокол. Была проведена телефонная линия, связавшая остров с Кронштадтом.

В Первую Мировую войну маяк работал в манипуляторном режиме, в годы ВОВ на нем был устроен пост наблюдений за передвижениями врага. Он отвечал за отслеживание точек расположения артиллерийских установок, минных ограждений. С башни корректировали огонь кронштадтских фортов. По острову неоднократно велся прицельный огонь из дальнобойных орудий. Башня благополучно выстояла обе войны, а в 1957 году на ней установили мощнейший светооптический аппарат ЭМН-500. Тогда же на маяке оборудовали первый в СССР автоматический ветряк.

На заре 1970-х годов были проведены сложные работы по укреплению острова железобетонными плитами, в числе прочего для защиты гарнизонного дома от подмывов была сооружена бетонная стенка-волнобой. Остров оборудовали новым железобетонным пирсом на металлических сваях.

В настоящее время, на маяке установлен LED, согласно лоции его свет виден в расстоянии до 16 миль.

В начале ХХ века Главное гидрографическое управление получило письмо с просьбой о перекраске маяка, мол его белый цвет и форма издали вводят в заблуждение. Будто по морю идет парусное судно. Командир Ревельского порта в свою очередь ответил, что подобная путаница может возникнуть лишь при вполне определенном освещении (и состоянии моряка). Так он и плывет по волнам белым парусником уже почти 200 лет.

Толбухин маяк является действующим, и обслуживается постоянным персоналом.

Представленные в очерке фотографии датируются 2012-2019 годами. Больше снимков в альбоме маяке.

Topic: Маяк Толбухин